Православные храмы Абхазии Православные храмы Абхазии
ABKHAZIAN-CHURCHES.RU

На главную

О книге

Об авторе

Другие работы автора

Гостевая книга

Контакты

English version  

 

Гагрский храм Пицундский собор Лыхненский храм Каманский храм Михайловский храм Новый Афон Сухумский собор Драндский собор Моквский собор Бедийский собор Илорский храм

Абхазия – моя страна,
Средь гор крутых лежит она,
Вся ярким солнцем залита…
Над нею неба высота
Чиста.

Д. Гулия

О начальном проникновении христианства не территорию древней Абхазии существуют различные версии. Есть предание, согласно которому семена первоначального христианства были занесены в Абхазию еще в I веке апостолом Андреем Первозванным и его спутником Симоном Кананитом, прибывшими через Капподокию и приморский город Трапезунд.

Согласно данным известного церковного историка Митрополита Макария (Булгакова), апостол Андрей с проповедью прошел с южного черноморского побережья в Вифинию и Понт и дошел до Абхазии, где находился город Себастополис. По преданию, Симон Кананит, просвящая абхазов, во время гонения, в 55 году, принял мученическую смерть на берегах реки Псырцха, где и был погребен. Впоследствии на этом месте была построена церковь освященная в его честь. Считается, что в этой старой церкви покоится и тело Симона Кананита. Видимо, эти ранние христианские традиции-реалии послужили впоследствии причиной и поводом создания на территории Абхазии, а именно в Питиунте (Пицунда), древнейшей христианской епископии.

По свидетельствам церковных авторов, распространение христианства здесь началось с того, что северное и восточное побережье Черного моря, проповедуя новое учение, посетили пять апостолов: из них - четверо из числа двенадцати: - Андрей, Матвей, Варфоломей, Иуда и один из семидесяти - Фаддей. Питиунт был настолько значительным и известным центром позднеантичной Абхазии, что его представитель был удостоен чести участия в Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никее. Им был епископ Питиунта Стратофил. Имя предстоятеля церкви Абхазии упоминается во всех списках епископов, участников этого Собора, сохранившихся в раннесредневековых документах: на греческом языке (венецианская рукопись XIII века), латинском и сирийском – рукопись Британского музея (VII века), коптском языке (XI века), арабском и армянском языках (XI века). Cама же Питиунтская епископия в период Никейского Собора в церковном отношении подчинялась Понт Полеймонтийской епархии.

Нет сомнений в том, что христианство проникло в древнюю Абхазию раньше, чем в другие страны Закавказья. Об этом красноречиво говорит не только участие вышеупомянутого епископа на Первом Вселенском Соборе, что уже само по себе является неоспоримым фактом, но и учреждение в Питиунте епископской кафедры, самой древней на всем Закавказье. Таким образом, один из древнейших городов позднеантичной Абхазии – Питиунт – занимает исключительное место в истории христианства на Кавказе.

Первые христианские храмы в Абхазии строятся еще в начале IV-V вв. внутри римско-византийских укреплений (Питиунт, Себастополис). Начиная с середины VI века храмы появляются и вне их (Алахадзы, Дранда, Лыхны и др.), в этом же веке происходит окончательная христианизация местного населения.

В развитии Храмового зодчества Абхазии раннесред-невекового периода довольно четко выделяются два этапа.

В VI-VII вв. здесь строились преимущественно базилики с деревянными перекрытиями. Присуще этому времени искания в области создания центрических композиций на базиликальной основе привели к тому, что со второй половины VIII в. и вплоть до середины X в. здесь строили главным образом большие купольные храмы (Пицунда, Бзыбь, Лыхны, Моква и др.), в то время как некоторые более ранние базилики подвергались основательной переделке.

Характерной чертой раннесредневековых абхазских храмов является алтарные апсиды, выступающие в восточной части здания. Преобладали трехапсидные варианты, хотя встречаются памятники с одной или двумя апсидами. Снаружи в большинстве случаев эти апсиды были пятигранные, хотя в VI-X вв. граненые центральные апсиды сочетались и с полукруглыми боковыми. Наиболее поздним и наиболее выдающимся памятником раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии является знаменитый Моквский собор, построенный в 40-50-х годах X века.

В период перехода от раннего к развитому средневековью Абхазское царство постепенно превращается в Абхазо-Грузинское феодальное государство, окончательное формирование которого падает на конец X века. Меняется и облик монументальных сооружений Абхазии и, в первую очередь, храмов: наряду с другими изменениями, они утрачивают и византийскую гранность апсиды, которая приобретает прямоугольный наружный план в соответствии с традициями восточно-грузинской храмовой архитектуры.

В XIV веке в развитии церковной архитектуры наблюдается определенный подъем. В этот период расширяется роль монастырей. Строятся небольшие храмы, старые церкви обрастают новыми пристройками, в них обновляются или делаются заново росписи, при этом местная архитектура снова испытывает византийское и западноевропейское (итальянское) влияние.

Во второй половине XIX начале XX столетия на территории Абхазии складывается центры ряда городов (Сухум, Гагра, Очамчира). Строятся небольшие церкви, возникает комплекс сооружений Ново-Афонского монастыря.

 
 
 
 
  Дизайн Аркадия-С